Войти

Статистика сайта

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Поносова Замиля Сагидулловна, воспитатель первой  категории

МБДОУ "ЦРР - детский сад"Чебурашка"пос.Пожва

Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста" 2016г.

Актуальность проекта.

Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным  в работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.

 

Система работы по приобщению детей к народным культурам( с русской народной на уровне погружения с остальными культурами на  уровне ознакомления).

Через ознакомление с традициями и обычаями, через фольклорные праздники «земледельческого круга» : "Зиновий Синичник", "Пасха","Праздник русской берёзки", "Сороки", "День Земли". Очень важно с детства формировать представление ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него  то, что каждый народ имеет свои корни:  язык, историю, традиции, обычаи, культуру.

Цель проекта:

Формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков своего народа и толерантности по отношению  к культуре других национальностей.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о народном творчестве русского народа, коми-пермяцкого и татарского народов. Показать своеобразие, красоту фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки различных народов.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому , нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, дружелюбие.

Задачи по видам деятельности:

Учебная деятельность:

-Расширить представление об истории русского народа, коми-пермяцкого  и татарского; знакомство с повседневной жизнью и стилем общения.

-Познакомить с фольклором, детской художественной литературой, произведениями искусства, предметами быта, национальной одеждой;

-Познакомить с музыкальной культурой народов: песнями, наигрышами, характерными движениями танцев.

Игровая деятельность:

-Познакомить детей с народными играми;

- Вызвать интерес к народным игровым традициям;

- Вызвать желание играть в национальные игры.

Изобразительная деятельность:

-Познакомить детей с особенностями национального колорита;

-Учить подбирать цвета для узора;

-Украшать национальную одежду, предметы.

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители, социальные партнёры.

Формы реализации проекта

  1. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: мини-музей «Славянская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
  2. В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного  искусства - встреч с мастерами народного творчества (мастер-класс)
  3. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе русской , коми-пермяцкой и татарской культуры.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

  • Тематические беседы;
  • Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
  • Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделки)
  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителя, хореографа)
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
  • Выставки рисунков и поделок (в группе);
  • Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
  • Экскурсии;
  • Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов;
  • Организация тематических вечеров;
  • Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
  • Развлечение "Народные игры".

Формы работа с родителями по реализации проекта:

  • Участие в сборе предметов народного творчества;
  • Экскурсия в библиотеку. Беседа на тему "Мой посёлок", просмотр презентации.
  • Оформление выставки в группе "Мой посёлок", "Знаменитые люди нашего посёлка".
  • Мастер — класс для родителей по изготовлению "Тряпичной куклы"
  • ( Педагог ДДТ - Гудовщикова  Т.В.)
  • Мастер — класс по изготовлению поделок к новогоднему празднику.
  • ( Педагоги ДДТ -Черепанова Т.В. и Можаева Д.Л.)
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
  • Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
  • Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
  • Просмотр итоговой презентации.

Формы работы с педагогами и социальными партнёрами по реализации проекта

  • проведение мастер-классов.
  • встречи с народными мастерами.
  • экскурсии в библиотеку.
  • Результаты проекта:

В проекте приняло участие 20 детей, 19 родителей, 4 волонтёра. Изготовлено детьми и родителями в совместной деятельности- 20 кукол "Пеленашек"; 10 альбомов о народных промыслах; презентация - фото отчёт о проведённой работе; выучены песенки"Как на тоненький ледок","Заинька, где ты был?", "Лиса лапотки плела". Разучили  подвижные игры разных культур: "Узнай и догони", "Горшки", "Серый волк", "Хромая лиса"-татарские народные игры. Русские народные игры - "Лиса и волк", "Горелки", "Золотые ворота". Коми-пермяцкая игра - "Баба-Яга", "Валенок". Разучили коми-пермяцкие считалки( на русском языке), русские народные пословицы и поговорки.

По окончании проектной деятельности дети  применяют в своих играх знания , которые получили во время проекта: проговаривают считалки , песенки,  играют в подвижные игры, используют  элементы народных росписей в своих рисунках.

Приложение №1.Фото -мастер -класс "Тряпичная кукла".

Приложение № 2.Фото -мастер-класс "Новогодняя игрушка".

Приложение № 3.Фото -выставка "Мой родной посёлок".

Долгосрочный проект "Мой посёлок"

Приложение № 4.Конспект мастер -класс на тему "Три культуры".

Фото отчёт.

Приложение №5. Фото и конспект развлечения "У страха глаза велики"

Приложение №6.Фото - мини-выставка "Народные промыслы".

Приложение №7.Фото -выставка детских работ "Народные умельцы".

Приложение №8. Развлечение "Народные игры".

Приложение №9 Музыка

Приложение №10 Статья на тему

"Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"

МБДОУ "ЦРР - детский сад"Чебурашка"пос.Пожва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-исследовательский проект

"Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"

Составитель: Поносова Замиля Сагидулловна,

воспитатель первой  категории

2016г.

Актуальность проекта.

Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным  в работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.

Система работы по приобщению детей к народным культурам( с русской народной на уровне погружения с остальными культурами на  уровне ознакомления).

Через ознакомление с традициями и обычаями, через фольклорные праздники «земледельческого круга» : "Зиновий Синичник", "Пасха","Праздник русской берёзки", "Сороки", "День Земли". Очень важно с детства формировать представление ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него  то, что каждый народ имеет свои корни:  язык, историю, традиции, обычаи, культуру.

Цель проекта:

Формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков своего народа и толерантности по отношению  к культуре других национальностей.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о народном творчестве русского народа, коми-пермяцкого и татарского народов. Показать своеобразие, красоту фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки различных народов.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому , нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, дружелюбие.

Задачи по видам деятельности:

Учебная деятельность:

-Расширить представление об истории русского народа, коми-пермяцкого  и татарского; знакомство с повседневной жизнью и стилем общения.

-Познакомить с фольклором, детской художественной литературой, произведениями искусства, предметами быта, национальной одеждой;

-Познакомить с музыкальной культурой народов: песнями, наигрышами, характерными движениями танцев.

Игровая деятельность:

-Познакомить детей с народными играми;

- Вызвать интерес к народным игровым традициям;

- Вызвать желание играть в национальные игры.

Изобразительная деятельность:

-Познакомить детей с особенностями национального колорита;

-Учить подбирать цвета для узора;

-Украшать национальную одежду, предметы.

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители, социальные партнёры.

Формы реализации проекта

  1. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: мини-музей «Славянская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
  2. В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного  искусства - встреч с мастерами народного творчества (мастер-класс)
  3. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе русской , коми-пермяцкой и татарской культуры.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

  • Тематические беседы;
  • Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
  • Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделки)
  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителя, хореографа)
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
  • Выставки рисунков и поделок (в группе);
  • Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
  • Экскурсии;
  • Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов;
  • Организация тематических вечеров;
  • Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
  • Развлечение "Народные игры".

Формы работа с родителями по реализации проекта:

  • Участие в сборе предметов народного творчества;
  • Экскурсия в библиотеку. Беседа на тему "Мой посёлок", просмотр презентации.
  • Оформление выставки в группе "Мой посёлок", "Знаменитые люди нашего посёлка".
  • Мастер — класс для родителей по изготовлению "Тряпичной куклы"
  • ( Педагог ДДТ - Гудовщикова  Т.В.)
  • Мастер — класс по изготовлению поделок к новогоднему празднику.
  • ( Педагоги ДДТ -Черепанова Т.В. и Можаева Д.Л.)
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
  • Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
  • Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
  • Просмотр итоговой презентации.

Формы работы с педагогами и социальными партнёрами по реализации проекта

  • проведение мастер-классов.
  • встречи с народными мастерами.
  • экскурсии в библиотеку.
  • Результаты проекта:

В проекте приняло участие 20 детей, 19 родителей, 4 волонтёра. Изготовлено детьми и родителями в совместной деятельности- 20 кукол "Пеленашек"; 10 альбомов о народных промыслах; презентация - фото отчёт о проведённой работе; выучены песенки"Как на тоненький ледок","Заинька, где ты был?", "Лиса лапотки плела". Разучили  подвижные игры разных культур: "Узнай и догони", "Горшки", "Серый волк", "Хромая лиса"-татарские народные игры. Русские народные игры - "Лиса и волк", "Горелки", "Золотые ворота". Коми-пермяцкая игра - "Баба-Яга", "Валенок". Разучили коми-пермяцкие считалки( на русском языке), русские народные пословицы и поговорки.

По окончании проектной деятельности дети  применяют в своих играх знания , которые получили во время проекта: проговаривают считалки , песенки,  играют в подвижные игры, используют  элементы народных росписей в своих рисунках.

Приложение №1.Фото -мастер -класс "Тряпичная кукла".

Приложение № 2.Фото -мастер-класс "Новогодняя игрушка".

Приложение № 3.Фото -выставка "Мой родной посёлок".

Долгосрочный проект "Мой посёлок"

Приложение № 4.Конспект мастер -класс на тему "Три культуры".

Фото отчёт.

Приложение №5. Фото и конспект развлечения "У страха глаза велики"

Приложение №6.Фото - мини-выставка "Народные промыслы".

Приложение №7.Фото -выставка детских работ "Народные умельцы".

Приложение №8. Развлечение "Народные игры".

Приложение №9 Музыка

Приложение №10 Статья на тему

"Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"

 
Главная Сценарии непосредственно образовательной деятельности Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
free pokerfree poker

Опрос

Определите Ваши потребности в повышении квалификации
 

Сейчас на сайте

Сейчас 22 гостей онлайн

Онлайн курсы

2024 год

ссылки вконтакте

 

 

Коми-пермяцкӧй кыв